Курс «Антропологии религии-2» посвящен основным темам, которые исследуются в рамках социологического и антропологического изучения религиозных аспектов жизни общества. Основная цель курса состоит в том, чтобы ознакомить слушателей с современным состоянием концептуального аппарата антропологии религии, а также с актуальной проблематикой данного поля сюжетов. В рамках данного курса рассматриваются не только предметы, давно ставшие традиционными для этого направления социальных исследований, такие как миф, колдовство, шаманизм, ритуал, паломничество, но и новые темы и подходы – т.н. материальный поворот в изучении религиозных культур, новые формы религиозной социальности, исследование «глобального христианства», практик New Age и др.
Преподаватели: Александр Панченко, доктор филологических наук, профессор факультета антропологии Екатерина Хонинева, кандидат исторических наук, доцент факультета антропологии
Исходная посылка курса опирается на тезис о гетерогенной природе музея, целостность которого образуется в результате взаимодействия самых разных акторов – сотрудников, вещей, идей, посетителей, книг отзывов, выставок, экскурсий, буклетов, реставрации, экспедиций, ученых советов, чиновников и т.д., которые формируют своего рода сеть в том значение, которое придает ей Т. Ингольд: актуальная для музея функция и значение каждого из них определяется переплетением их траекторий, выпадение же из этого поля взаимодействия любого его элемента означает нарушение музейного порядка. Историческая перспектива курса служит не для описания биографий музеев – имеется достаточно много исследований на эту тему, - она прежде всего необходима для анализа становления и развития различных музейных практик и дискурсов: собирательских, экспозиционно-выставочных, исследовательских, классификационных, хранительских. На курсе будет также идти речь о роли музеев в становлении этнографии как науки преимущественно о материальной культуре и раскрыты причины угасания интереса к материальным исследованиям в ХХ в. Предполагается обращение к проблемам, которые выходят за рамки музейного пространства, будь то вопросы материальных исследований, научных классификаций, критики репрезентации, аксиологии локальных знаний, конструирования этнокультурной идентичности и пр.
В качестве базового примера будет взят случай Российского этнографического музея. Будет описан контекст появления Этнографического отдела Русского музея (в последствии – РЭМ) и проанализированы дискуссии его основателей относительно принципов комплектования и размещения коллекций на экспозиции, восходящих к конкурирующим между собой классификациям народов. Будет продемонстрировано, как «национальный» и «территориальный» статус музея определил его особое место в ряду сходных музеев, и как музейная этнография посредством экспозиции оказалась способной делать видимой, а значит, и наделять свойством реальности любую абстракцию (народ, ареал, культуру), подкрепленную соответствующим подбором экспонатов. Отдельный раздел будет посвящен анализу этнографической экспозиции как репрезентации, то есть акцент будет сделан на скрытом механизме замещения отсутствующей культуры предметами, которые были из нее изъяты и которые соответствуют актуальным на данный момент научным представлениям о ней. Важное место займут экскурсы в чрезвычайно обширную и разнородную область материальных исследований, которые, собственно, явились основой для институционального становления не только этнографических музеев, но и всей этнографии как науки в целом.
Спецификой российской истории изучения материальной культуры являлось преимущественное внимание к этнической атрибуции предмета, что стало одной из причин сохранения этнографии в 1930-х гг. как науки: поскольку материальная культура связывалась с конкретным народом, а народ благодаря этому получал осязаемую, предметную основу, музей мог через свои коллекции наглядно демонстрировать собственно объект этнографии – народ. В этом отношении музейная этнография во многом до сих пор является «питательной» средой для примордиалистского дискурса. Здесь же будут рассмотрено влияние новейших подходов в изучении материальной культуры на музейную этнографию: онтологического поворота, акторно-сетевой теории, антропологической теории искусства. Решающую роль в смене приоритетов здесь сыграли смежные дисциплины. В российской версии материальных исследований новое слово сказала филология, поскольку именно через слово делались попытки подобрать ключ к пониманию природы вещи. Традиционное для отечественной филологии снятие противопоставления между субъектом и объектом исследования, когда литературовед является одновременно и «немного поэтом», привело к плодотворному объединению концепций и практик, принадлежащих миру «субъекта» и миру «объекта». Агентность вещи, характерная для наивной картины мира, была взята на вооружение филологами и стала частью научного дискурса, которые проник и в музейное пространство.
В заключении в общих чертах будут обрисованы возможные траектории развития этнографических музеев. Здесь будут затронуты следующие вопросы: с чем мы в настоящее время имеем дело: с упадком музеев и закатом их социальной функции, или с их взлетом, сопровождаемым серьезными институциональными трансформациями? Не является ли тотальный сдвиг в музейной деятельности от материального предмета в сторону посетителя отражением общей девальвации материальности? Если это так, то где здесь место этнографическому музею? И не вытеснят ли его набирающие силу многочисленные экомузеи со свойственным им циркуляцией экспонатов между музеем и средами их бытования, преобладанием "мягкой", "частичной музеефикации" и ориентированностью на решение социальных проблем местного населения?
Преподаватель: Дмитрий Баранов, кандидат исторических наук, доцент факультета антропологии
Содержание дисциплины охватывает круг вопросов, связанных с изучением жизни населения Сибири и российского Севера с позиций социальных наук, и позволяет получить сведения по различным аспектам истории, географии, демографии, экономики, социальной антропологии. Курс ориентирован преимущественно на описание современности, однако включает и краткое введение по вопросам истории и археологического изучения Сибири и Севера. На семинарских занятиях обучающиеся обсуждают тексты классических и современных исследований, посвященных этому региону.
Во второй и третьей части ("Север 2" и "Север 3") изучение региона строится через анализ тем, которые либо важны для Севера в целом, либо получили теоретическое развитие на анализе "северных" кейсов. Кроме того, мы обсуждаем актуальные исследовательские проекты, проводимые в том числе и сотрудниками Центра социальных исследований Севера ЕУСПб
Преподаватель: Николай Вахтин, доктор филологических наук, Член-корреспондент РАН, профессор факультета антропологии; Елена Лярская, кандидат исторических наук, доцент факультета антропологии
Тема мобильности является новой для антропологии. Изучение мобильности позволяет увидеть социальное и культурное разнообразие в новой перспективе подвижности или неподвижности, перемещений людей, вещей, образов, возникающих в результате гибридности и смешения. Фокус на мобильность разрушает привычные представления Четверг, 14:10 - 17:30о культурах и народах как замкнутых и самодостаточных социальных сообществах и открывает возможности для создания новых объектов антропологического познания. Курс по антропологии миграции и мобильности направлен на освоение ведущих концепций и историографии в этой области, получение методических и практических навыков исследования. Его задачей является изучение основных направлений и подходов исследований мобильности, в том числе в контексте миграции, анализ типов мобильности и причин иммобильности, инфраструктуры и культуры мобильности, изменений в социальных институтах и в идентификации в связи с мобильностью.
Преподаватель: Сергей Абашин, доктор исторических наук, профессор факультета антропологии
Количество часов: 28
Классика отечественной и зарубежной антропологии 2 часть
Курс предлагает обзор развития антропологии от середины 19 в. до конца 20 в. В заключение рассказывается о периоде формирования представлений о культурном разнообразии человечества в 16 – начале 19 в. Развитие антропологии определялось разнородными факторами: особенностями английской, французской и немецкой интеллектуальных традиций; взглядами отдельных исследователей, их влиянием друг на друга; нараставшей специализацией в науках о человеке вообще (отделение археологии от антропологии) и в пределах самой антропологии (яркий пример: сосуществование неоэволюционизма и психологизма в американской антропологии 1930-50-х годов); изменением исторической ситуации на протяжении 19-20 вв. Ключевой фигурой, надолго определившей развитие американской, а тем самым и мировой антропологии, предстает Франц Боас. История идей и история науки рассматриваются как достаточно независимые процессы (великие полевые исследователи и организаторы науки не всегда были великими теоретиками и наоборот). Курс иллюстрирован этнографическими материалами, картами и пр.
Преподаватель: Юрий Берёзкин, доктор исторических наук, профессор факультета антропологии
Задача курса – презентация анализа ареального распределения фольклорно-мифологических мотивов как новой самостоятельной исторической дисциплины. В задачи курса входят обоснование подхода к мифологии и фольклору как к совокупности фабульных элементов и образов, передающихся от рассказчика к рассказчику и подверженных изменению и отбору на основе закономерностей, специфичных для данной сферы культуры; знакомство слушателей с основными мировыми закономерностями ареального распределения фольклорно-мифологических мотивов и объяснение, какую информацию о прошлом можно извлечь из полученных данных.
Преподаватель: Юрий Берёзкин, доктор исторических наук, профессор факультета антропологии
Количество часов: 28
Сторителлинг в искусстве: интермедиальная перспектива
Практика междисциплинарных проектов показывает,что специалисты нередко испытывают затруднения при проведении исследований, затрагивающих тематику эстетики и искусства. Цель предлагаемого курса — дать возможность слушателям познакомиться с «языками» и базовыми подходами, которые востребованы сегодня у специалистов в этих областях культуры. Чтобы помочь слушателям с наименьшими затратами воспринять новые знания,предлагается оттолкнуться от того, что объединяет повседневный опыт со сферой эстетики и с чем антропологи сталкиваются постоянно — от практики рассказывания историй. В каких категориях описывает эту практику современное искусствознание — литературоведение, нарратология (включая когнитивную), теория кинонарратива, исследования в области визуальности, перфоманса, хореографии и т.п.? Что об этом думают специалисты по creative writing, писатели, драматурги, кинорежиссеры? Как опыт последних десятилетий увязывается с более ранними представлениями о сторителлинге?
Преподаватель: Валерий Вьюгин, доктор филологических наук, профессор факультета антропологии
Количество часов: 20
После получения оплаты в течение трех рабочих дней с вами свяжется администратор факультета и расскажет о дальнейших действиях. Пожалуйста, свяжитесь с нами по адресу, указанному внизу страницы, если этого не произойдет.
ЧТОБЫ СТАТЬ ВОЛЬНОСЛУШАТЕЛЕМ
Выберите интересующий ваc курс на сайте
Получите от администратора факультета полную информацию по посещению семинаров
Обратите внимание, что курсы проходят офлайн, в Европейском. К некоторым из них можно подключиться онлайн, но опыт участия в этом случае будет отличаться.
1
Оплатите курс на сайте сразу или после пробного посещения
3
2
По желанию договоритесь с администратором факультета о бесплатном пробном посещении. Это можно сделать через форму "Задать вопрос"
4
Чтобы стать вольнослушателям на курсах Европейского, не надо иметь профильного образования, проходить вступительные процедуры или испытания.